29 мая 2014 года

Выступление Алексея Миллера на конференции «Газомоторное топливо и экология Европы» в рамках Европейского делового конгресса

  • Описание
  • Фотоальбом

ХХVII ежегодное Общее собрание Европейского делового конгресса

29 мая 2014 года, Афины

Уважаемые дамы и господа!

«Газпром» — компания глобальная, номер один в мире по объемам запасов и добычи. По итогам 2013 года компания заняла первое место по EBITDA, которая составила 63,2 млрд долларов. В качестве своих стратегических целей «Газпром», в первую очередь, ставит диверсификацию рынка, несмотря на то, что мы уже работаем сегодня в 51 стране.

На прошлой неделе произошло, без сомнения, историческое событие. Был подписан контракт на поставку газа в Китай. Контракт — долгосрочный, на 30 лет. Объем поставки — 38 млрд кубометров в год. Это самый крупный контракт в истории мировой газовой отрасли. Его стоимость — 400 млрд долларов. Должен сказать, что это действительно историческое событие, поскольку Россия, «Газпром» с трубопроводным газом вышли на Азиатский рынок. Рынок самый емкий, самый динамично растущий, рынок, который действительно открывает огромные горизонты для поставщиков. Значение этого контракта станет понятным с течением времени. Потому что этот контракт, без сомнения, окажет определенное влияние и на цены в Европе. Этот контракт открыл страницу, которая называется «конкуренция за российские газовые ресурсы между крупнейшими рынками». Этот контракт окажет влияние на очень дорогостоящие проекты по сжижению природного газа в Австралии, в Западной Канаде, в Восточной Африке.

При этом рынком номер один для нас являлась, является и будет являться Европа. Конечно же, «Газпром» будет стремиться к тому, чтобы не только сохранить свою долю на европейском рынке, но и увеличить ее. С пониманием того, что, конечно же, мы будет расширять свои поставки на Азиатский рынок. Контракт объемом 38 млрд кубометров в год — это только начало. Впереди новые контракты.

Сегодня, без сомнения, одной из наших стратегических целей является повышение надежности поставок. В этом зале не надо говорить о том, как непросто сейчас складывается ситуация с поставками газа на Украину. Мы надеемся, что в ближайшие дни будут достигнуты договоренности, и Украина начнет платить за российский газ. При этом «Газпромом» выставлен счет на предоплату за июньские поставки, и последний срок оплаты — это понедельник, 2 июня.

Конечно же, повышение надежности поставок для европейского рынка может быть достигнуто за счет диверсификации транспортных маршрутов. Одним из ключевых совместных проектов сегодня является «Южный поток». Об этом много было сказано на нашем годовом Общем собрании Европейского Делового Конгресса. Проект реализуется строго по тому графику, который был принят. Нет ни на месяц сдвижки от первоначально принятых сроков. Строго по графику реализуется строительство морской части, строго по графику ведутся работы в Болгарии, в Сербии, в Венгрии. Нет никаких сомнений, что первый газ по проекту «Южный поток» придет по первой морской трубе в Болгарию уже в конце будущего года.

Конечно же, когда мы говорим о диверсификации наших рынков, мы имеем в виду и продуктовую диверсификацию, и, без сомнения, мы будем расширять нашу работу в сегменте газомоторного топлива.

В настоящий момент природный газ занимает неадекватно узкую нишу на рынке моторного топлива, и наша задача заключается в том, чтобы изменить эту ситуацию.

При этом надо признать, что, несмотря на амбициозные цели ЕС по диверсификации источников энергии во всех областях потребления, самая высокая зависимость от одного вида ископаемого топлива — 95% всего рынка — по-прежнему наблюдается в транспортном секторе. Мы считаем, что для создания прочного фундамента роста рынка природного газа в качестве моторного топлива необходим единый подход и соответствующие законодательные меры.

Следует отметить определенные отличия в разных странах и в разных регионах. Если мы говорим о таких странах, как Индия, Китай или Россия, то органы государственной власти решают экологические проблемы путем адресной поддержки или запрета определенных технологий. А если мы говорим о ЕС, то здесь используется иной подход, и утверждаются цели по снижению вредных выбросов.

Пока мы видим неутешительные результаты. Например, мы видим существенные перекосы в электроэнергетики, и вот это регулирование привело к резкому росту генерации на угле и, соответственно, росту загрязнения. В некоторых регионах Германии — вы знаете, в Германии любят футбол, и это очень наглядный пример — берут футбольный мяч, пальцем по нему проводят, и на сером футбольном мяче виден белый след. Общими усилиями ситуацию нужно менять. Выполнение ужесточающихся норм по выбросам в транспортной сфере происходит за счет потребителей. В конечном итоге, постоянно дорожают бензин и дизель. Реальной альтернативе — газу — уделяется еще недостаточно внимания.

Надо отметить, что мы видим и определенные позитивные сдвиги. Появилась такая, на наш взгляд, правильная законодательная инициатива, предложение, в частности, по директиве размещения инфраструктуры альтернативных видов топлива. Уже в течение ближайших двух лет в ЕС должны быть разработаны планы по развитию широкой сети станций КПГ на расстоянии 150 км друг от друга и созданию станций СПГ на расстоянии 400 км друг от друга. Посмотрим, как будет реализована эта законодательная инициатива. Без сомнения, это полностью соответствует нашим бизнес-интересам, и мы с европейским партнерами готовы работать над этими планами.

Вчера, на заседании Правления «Газпрома» мы как раз рассматривали ход выполнение плана мероприятий по газомоторному топливу на зарубежных рынках, в том числе, в ЕС. В целом, автомобильная промышленность и газовая отрасль могут стать нашими естественными союзниками в деле расширения использования природного газа в транспортном секторе. «Газпром» уже плотно сотрудничает с ключевыми игроками этой отрасли, и это не только российские производители, это и известные зарубежные бренды. Это и Volkswagen, и Mercedes, и Fiat, и Opel, и многие другие. Они предлагают все большое число моделей автомобилей, которые используют природный газ в качестве топлива. Мы, в свою очередь, планируем значительно расширить нашу заправочную инфраструктуру и в России, и в ЕС, и мы готовы инвестировать в такую инфраструктуру за рубежом.

Мы уверены, что расширение использования природного газа является частью решения самых актуальных проблем европейского общества. Это вопросы, которые связаны с поддержкой экономической конкурентоспособности, а также с защитой окружающей среды. Для «Газпрома» газомоторное топливо стало одним из приоритетных направлений бизнеса, и по этому направлению мы будем активно работать.

Благодарю всех за внимание!