01 октября 2015 года

Программа "Энергетика": курс на экологию и топливо будущего

  • Описание
  • Фотоальбом
news image

...Тект сюжета 

Курс на экологию

Количество автомобилей в мире растет в геометрической прогрессии. Прямо пропорционально растет и загрязнение окружающей среды. Решить проблему могло бы чистое топливо – природный газ. На сегодняшний день на голубом топливе уже ездят более чем в 80 странах, а общее потребление газомоторного топлива составляет порядка 40 миллиардов кубометров в год. Как обстоит дело у нас?

Своего рода попытки развивать экологически чистое топливо в России были еще в 80-е. В рамках государственной программы в те годы "Газпром" построил около 200 метановых станций, но сейчас они загружены всего на 25%.

Виктор Зубков — председатель совета директоров ПАО "Газпром" поясняет: "Все равно эта программа не пошла. Почему она не пошла? Потому что те страны, которые сейчас очень активно развили рынок газомоторного топлива, они используют в полной мере четыре фактора. Первый фактор — это государственная поддержка, второй – это развитие газозаправочной инфраструктуры, то есть строительство современных газозаправочных станций, третий фактор – это наличие в стране широкой линейки автотранспорта, которая может работать на газомоторном топливе. И четвертое – это развитие потребительского спроса. Вот, если все эти четыре фактора комплексно задействованы, тогда в стране есть возможности развивать этот рынок".

Полноценное развитие началось в мае 2013-го, после совещания о перспективах развития газомоторного автотранспорта. Тогда вопрос расширения применения голубого топлива затронул Владимир Путин. "Россия занимает, к сожалению, только 20-е место по использованию автомобилей на газовом топливе, — констатировал он. — Безусловно, у нас есть все возможности – и ресурсные, и технологические – для того, чтобы занять здесь лидирующие позиции".

Сегодня говоря о развитии газомоторного топлива, прежде всего, имеют в виду не пропан-бутановую смесь, а компримированный природный газ. Это, по сути, готовое моторное топливо, которое добывают на месторождениях и перед заправкой в автомобиль сжимают в компрессоре. Оно хранится в баллонах при нормальной температуре и давлении 200 атмосфер.

Михаил Лихачев — председатель правления, генеральный директор ООО "Газпром", газомоторное топливо" добавляет: "С точки зрения цены, метан подешевле сегодня, по энергоемкости фактически равен, энергоэффективности, один куб метана – равен бензину. C точки зрения технологического использования он все-таки более энергоемкий, более энергоэффективный по отдаче своей".

Эта автомобильная газонаполнительная компрессорная станция в Башкортостане была введена в эксплуатацию еще в 1987 году. В этому году ее полностью реконструировали, оснастив новыми энергоэффективными компрессорами. Только на этой заправке планируется обслуживать порядка 500 автомобилей в сутки.

"В этом году, "Газпром. Газомоторное топливо" построит 25 новых современных газозаправочных станций, порядка 10 миллионов кубов каждая, — рассказывает Виктор Зубков. — Это очень солидные предприятия, которые могут обслуживать в день до 500 автомобилей. На будущий год 2016, мы построим 40 таких, и в 2017 году -70. К 2020 году мы будем иметь порядка 500 современных заправочных станций, которые могут потреблять в год порядка 5 миллиардов кубических метров природного газа".

На сегодняшний день заключены более 40 соглашений с регионами. Самыми заинтересованными оказались Татарстан, Башкирия, Томская область. Стратегическое партнерство подписано и с Петербургом. На компримированный природный газ переведут в первую очередь муниципальную технику – на нем выгодно ездить на небольшие расстояния с циклическим движением. В Нижнекамске, например, сейчас идет строительство новой АГНКС прямо на территории автотранспортного предприятия.

"За год эксплуатации экономия по газу дает 17 миллионов рублей, — поясняет генеральный директор ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" Юрий Иванов. — Для нашего предприятия это очень существенно".

В рамках программы финансирования в прошлом году было закуплено около 1000 автобусов и коммунальной спецтехники, в этом году на компримированный природный газ перейдет еще порядка 1200 машин.

Экономическую выгоду чистого топлива уже в ближайшее время смогут оценить все желающие. "Предприятие "КамАЗ" построило в этом году новый цех на 8 тысяч автомобилей в год, — продолжает Виктор Зубков. — Эти машины будут использоваться, конечно, в стране и за рубежом, для того чтобы работать на газомоторном топливе".

"Подписано соглашение с "Автовазом" о выпуске пилотных автомобилей "Лада Ларгус", — сообщил председатель правления — генеральный директор ООО "Газпром газомоторное топливо" Михаил Лихачев. — Это такой полукоммерческий автомобильчик, причем он будет в двухтопливном исполнении производиться, то есть потребитель всегда сможет доехать на бензине, если случаем не будет возможности заправиться, но я вас уверяю, после заправки газом, после получения эффекта своего, он будет искать эти газовые заправки и требовать с нас".

К 2020 году в рамках программы перевода муниципального транспорта на газ в регионах будет использоваться более 34 тысяч единиц газомоторной техники. Как подсчитали в Министерстве энергетики, это позволит снизить затраты на 28 миллиардов рублей в год. При этом объем выбросов в атмосферу уменьшится почти на 15 тысяч тонн в год.

Для двигателей большого объема с высоким потреблением топлива, например, такие используются на магистральном, железнодорожном и водном транспорте, в будущем будут использовать сжиженный природный газ. Он хранится при температуре минус 163 градуса, в открытом пространстве не горит и не взрывоопасен. Его основной плюс в том, что инфраструктура может располагаться вдалеке от магистрального трубопровода.